Профессия – авиатор
Описание инновационного образовательного проекта.
Наименование образовательной организации:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества городского округа Звенигород.
Направление реализации проекта:
Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных организаций дополнительного образования Московской области, направленных на распространение передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся, в том числе «Робототехника».
Название проекта:
Проект
«В будущее через начальное техническое авиамоделирование».
-
Ключевые слова: Авиамоделирование, техническое творчество, планер, дополнительное образование.
Срок реализации проекта: 01.09.2017-01.05.2020 гг.
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования:
Актуальность. Современные летательные аппараты – это сложные инженерные конструкции. Для их создания стране нужны подготовленные кадры: инженеры, специалисты по современным композитным материалам, научные работники, конструкторы – люди творческие, прокладывающие новые пути в авиационной науке и технике.
Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня является привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров, от изобретателей до инноваторов. Сегодня учреждения дополнительного образования детей и подростков рассматриваются как важный ресурс по профессиональному ориентированию и формированию интереса к инженерным и рабочим профессиям.
Об этом говорится в следующем нормативном документе: «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года:
Основные направления реализации программы:
-
Формирование условий модернизации структуры и содержания общеразвивающих программ системы дополнительного образования.
-
Развитие техносферы учреждений дополнительного образования, детского технического творчества, естественнонаучной деятельности, новых информационных и инновационных образовательных технологий.
Основная идея проекта:
Реализация данного проекта способствует развитию одного из приоритетных направлений – технического авиамоделирования и конструирования.
Занимаясь в авиамодельном объединении, ребёнок получает основы теоретических и практических знаний, что поможет стать практической школой и стартовой площадкой для выбора профессии в технической сфере.
Практическая значимость проекта для развития системы образования:
Организованная творческая среда на базе Дома детского творчества городского округа Звенигород в объединении «Начальное авиамоделирование» и «Авиамастер» развивает у обучающихся интерес к авиационной технике, техническому творчеству, моделированию, способствует профориентированию.
Авиамоделирование пользовалось успехом в Советские времена, в 90-х годах занятия в подобных кружках были не востребованы по разным причинам. Сегодня занимаясь в объединении авиамоделирования, обучающийся получает современные знания, использует новейшие материалы и технологии, педагоги обучают, в том числе компьютерным программам, работе на компьютерных авиасимуляторах, обучают пилотированию и пониманию аэродинамики. На занятиях используются компьютеры, на которых установлены компьютерные программы, обучающие полетам- планированию и управлению модели самолета.
В мастерских авиамоделирования Дома детского творчества городского округа Звенигород обучаются, в том числе дети с ограниченными возможностями. Занятия способствует развитию их технических и практических навыков.
Педагоги объединений «Начальное авиамоделирование» и «Авиамастер» профессионалы, обладают современными знаниями в области авиамоделирования и опытом работы с композитными материалами, используемыми в строительстве как учебных моделей, так и настоящих самолетов. Могут передавать бесценный опыт и развивать техническую базу авиамоделирования в Подмосковье способствовать распространению практических педагогических наработок.
-
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Стать практической стартовой площадкой для развития авиаконструирования и авиамоделирования.
Задачи:
Обучающие:
-
расширение технического кругозора;
-
изучение основ авиации и авиационной техники, основ аэродинамики;
-
изучение свойств и технологий обработки различных материалов, и их применение в строении летающих моделей;
-
обучение обучающихся навыкам самостоятельной познавательной и практической деятельности;
-
обучение проектной методике, чтению чертежа и работе с ним;
-
изучение компьютерных программ, позволяющих выполнять чертежи моделей, отдельные детали и узлы к ним;
-
использование электронной библиотеки в системе Интернет.
Развивающие:
-
развитие интереса к авиационной технике, техническому творчеству, моделированию;
-
развитие стремления к совершенствованию как способу достижения высоких результатов через участие в конкурсах, выставках, соревнованиях;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
развитие рационализаторских способностей;
-
развитие у детей пространственного мышления;
-
профориентация;
Воспитательные:
-
воспитание гражданских качеств (патриотизма, доброжелательности, сознательности);
-
воспитание чувства команды;
-
воспитание уважения к труду и людям труда, нравственных качеств.
-
повышение самооценки и самоконтроля;
-
создание коллектива единомышленников.
-
Ожидаемые результаты проекта:
-
Модернизация кабинета и методов обучения;
-
Развитие – от простых моделей к сложным;
-
Активное использование компьютера;
-
Представление о технических профессиях при сотрудничестве с профильными высшими учебными заведениями;
-
Всестороннее знакомство с историей авиации;
-
Знакомство с различными технологическими приёмами при изготовлении летающих моделей, со свойствами различных материалов и их назначением и применением для постройки различных моделей, а также в быту.
Ожидаемые эффекты проекта:
Данный проект послужит отличной практической школой и стартовой площадкой для обучающихся при выборе технической профессии.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:
-
Количество желающих заниматься авиамоделированием;
-
Участие в соревнованиях;
-
Количество выпускников, поступающих в технические учебные заведения.
Описание основных мероприятий проекта по этапам:
1этап. Аналитико-диагностическая деятельность:
1. Проведение мониторинга технического уровня подготовки обучающихся.
2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
3. Изучение технической и методической литературы.
4. Формирование проектной группы.
5. Создание материальной и методической базы для реализации проекта.
2 этап. Реализация проекта:
1. Внедрение программы проекта «В будущее через начальное техническое авиамоделирование» в учебно-воспитательный процесс.
2. Реализация основных целей и задач, осуществление задуманных идей.
3. Проведение мастер-классов, соревнований, встреч, экскурсий.
4.Создание экспозиции стендовых моделей.
5.Распределение обязанностей между участниками творческой группы.
3 этап. Аналитический:
1. Определение перспектив дальнейшей работы по программе.
2. Разработка методических рекомендаций.
3. Выступление на городском уровне.
4. Участие в конференциях, соревнованиях различных уровней.
5. Обмен опытом.
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам
№ |
Этап проекта |
Мероприятие проекта |
Сроки, период |
Ожидаемые результаты |
|
1этап. Аналитико-диагностическая деятельность
|
|
01.09.2017- 30.05.2018г. |
|
1 |
|
Проведение мониторинга технического уровня подготовки обучающихся. |
01.09.2017- 01.11.2017г. |
|
2 |
|
Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения. |
01.09.2017- 01.11.2017г. |
|
3 |
|
Изучение технической и методической литературы |
01.09.2017- 01.12.2017г |
|
4 |
|
Проведение отборочных соревнований. |
12.2017г. |
|
5 |
|
Формирование проектной группы. |
01.12.2017г. |
|
6 |
|
Создание материальной и методической базы для реализации проекта.
|
01.09.2017 г.- и далее. |
|
|
|
|
|
Создание проектной группы |
|
2 этап. Реализация проекта
|
|
10.01.2018- 01.10.2019г. |
|
1 |
|
Внедрение программы проекта «В будущее через начальное техническое авиамоделирование» в учебно-воспитательный процесс. |
10.01.2018- 01.10.2019г. |
|
2 |
|
Изучение основ авиации и авиационной техники, основ аэродинамики. |
10.01.2018- 01.05.2018 |
|
3 |
|
Презентация: «История авиации». |
02.2018 |
Расширение знаний по истории авиации |
4 |
|
Проведение экскурсий. |
10.01.2018- 01.10.2019г
|
|
5 |
|
Просмотр фильмов «Крылья России». |
10.01.2018- 01.05.2018 |
|
6 |
|
Проведение внутренних межгрупповых соревнований. |
02.2018 |
|
7 |
|
Встреча со знаменитыми летчиками. |
04.2018 |
|
8 |
|
Проведение городских показательных выступлений. |
05.2018 |
|
9 |
|
Тренировочные полеты. |
06.2018 |
|
10 |
|
Проведение городских показательных выступлений. |
09.2018 |
|
11 |
|
Посещение профильных технических вузов |
01.10.2018- 01.10.2019г. |
|
12 |
|
Встречи с интересными людьми, связавшими свою жизнь с авиацией. |
11.2018 |
|
13 |
|
Соревнования «Лучшие аэросани». |
12.2018 |
|
14 |
|
Встреча с кубинскими «асами». Просмотр фильма. |
02. 2019 |
|
15 |
|
Проведение городских показательных выступлений «Первым делом самолеты». |
03.2019 |
|
16 |
|
Демонстрация экспозиции созданных стендовых моделей. |
04.2019 |
|
17 |
|
Проведение городских показательных выступлений «Авиашоу». |
05.2019 |
|
18 |
|
Тренировочные полеты. |
06.2019 |
|
19 |
|
Проведение городских показательных выступлений «День открытых дверей». |
09.2019 |
|
20 |
|
Создание музейно-выставочной экспозиции стендовых самолетов времен Великой Отечественной войны. |
01.09.2019- 01.12.2019г.
|
|
21 |
|
Открытие музейно-выставочной экспозиции стендовых самолетов времен Великой Отечественно войны. |
12.2019 |
|
|
|
|
|
Укрепление интереса к техническому творчеству. |
|
3 этап.Аналитический:
|
|
|
|
1 |
|
Определение перспектив дальнейшей работы по программе. |
01.2020 |
|
2 |
|
Разработка методических рекомендаций. |
10.01.2020- 01.05.2020 |
|
3 |
|
Создание методического буклета. |
10.01.2020- 01.05.2020 |
|
4 |
|
Участие в конференциях, соревнованиях различных уровней. |
10.01.2020- 01.05.2020 |
|
|
|
|
|
Возможность поделиться опытом с другими педагогами. |
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение проекта
№ п/п |
Ф.И.О. сотрудника |
Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии |
Наименование проектов: (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет |
Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.) |
1 |
Фабричнова Лариса Николаевна |
Директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества городского округа Звенигород. Высшее. |
Открытый Военно-патриотический фестиваль «Голос мира» с международным участием, международный конкурс компьютерной графики «PIXEL-2016», «Профессия-пилот» уровень образовательной организации, «Портрет ветерана»- региональный уровень. |
Руководитель организации |
2 |
Орлов Сергей Николаевич |
Специалист по композитным технологиям. Педагог дополнительного образования. Высшее. |
«В будущее через начальное техническое авиамоделирование», уровень образовательной организации. |
разработчик |
3 |
Орлов Николай Николаевич |
Педагог дополнительного образования. Среднее- професиональное. |
«В будущее через начальное техническое авиамоделирование», уровень образовательной организации. |
разработчик |
4 |
Орлова Светлана Владимировна |
Педагог дополнительного образования. Высшее. |
«В будущее через начальное техническое авиамоделирование», уровень образовательной организации; «Портрет ветерана» региональный уровень; международный конкурс компьютерной графики «PIXEL-2016». |
эксперт |
Материально-техническое обеспечение проекта:
№ п/п |
Направление имеющегося оборудования для реализации проекта |
Количество (ед.) |
1 |
Верстак бестумбовый (большой) |
8 шт |
2 |
Верстак однотумбовый (малый) |
3шт. |
3 |
Станок токарный |
1 шт. |
4 |
Фрезерный стол |
1 шт. |
5 |
Ручной фрезер |
1шт. |
6 |
Фрезерный станок |
1 шт. |
7 |
Станок ленточно-пильный |
1шт. |
8 |
Станок осцилярно-шлифовальный |
1шт. |
9 |
Дрель аккумуляторная |
1 шт. |
10 |
Доска настенная |
1шт. |
11 |
Компьютер (педагога) и тренажер авиасимулятор «Аэрофлай» |
1 шт. |
Финансовое обеспечение проекта:
№ п/п |
Направления |
Год |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс.рублей) |
|
Реализация инновационного проекта опирается на существующую материальную базу Дома детского творчества и обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования и внебюджетных средств. |
01.09.2016-01.05.2019гг. |
Местный бюджет |
Основные риски проекта и пути их минимизации:
№ п/п |
Основные риски инновационного проекта |
Пути их минимизации |
1 |
Отсутствие финансирования в должном объёме для реализации поставленных целей и задач проекта. |
Изыскание денежных средств. |
2 |
Необходимость расширения производственно-учебных помещений. |
Изыскание муниципальных возможностей |
3 |
Недостаточное количество компьютеров и тренажеров |
Изыскание денежных средств. |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после его реализации:
№ п/п |
Предложения |
Механизмы реализации |
1 |
Публикация программы и опыта работы в методических изданиях. |
Публикация на сайте образовательного учреждения, в журналах технической и образовательной направленности. |