Профессия – авиатор


Описание инновационного образовательного проекта.

Наименование образовательной организации:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества городского округа Звенигород.

 

Направление реализации проекта:

Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных организаций дополнительного образования Московской области, направленных на распространение передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся, в том числе «Робототехника».

 

Название проекта:

Проект

«В будущее через начальное техническое авиамоделирование».

 

  1. Ключевые слова: Авиамоделирование, техническое творчество, планер, дополнительное образование.

 

Срок реализации проекта: 01.09.2017-01.05.2020 гг.

 

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования:

 

Актуальность. Современные летательные аппараты – это сложные инженерные конструкции. Для их создания стране нужны подготовленные кадры: инженеры, специалисты по современным композитным материалам, научные работники, конструкторы – люди творческие, прокладывающие новые пути в авиационной науке и технике.

Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня является привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров, от изобретателей до инноваторов. Сегодня учреждения дополнительного образования детей и подростков рассматриваются как важный ресурс по профессиональному ориентированию и формированию интереса к инженерным и рабочим профессиям.

Об этом говорится в следующем нормативном документе: «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года:

Основные направления реализации программы:

  1. Формирование условий модернизации структуры и содержания общеразвивающих программ системы дополнительного образования.

  2. Развитие техносферы учреждений дополнительного образования, детского технического творчества, естественнонаучной деятельности, новых информационных и инновационных образовательных технологий.

Основная идея проекта:

Реализация данного проекта способствует развитию одного из приоритетных направлений – технического авиамоделирования и конструирования.

Занимаясь в авиамодельном объединении, ребёнок получает основы теоретических и практических знаний, что поможет стать практической школой и стартовой площадкой для выбора профессии в технической сфере.

Практическая значимость проекта для развития системы образования:

Организованная творческая среда на базе Дома детского творчества городского округа Звенигород в объединении «Начальное авиамоделирование» и «Авиамастер» развивает у обучающихся интерес к авиационной технике, техническому творчеству, моделированию, способствует профориентированию.

Авиамоделирование пользовалось успехом в Советские времена, в 90-х годах занятия в подобных кружках были не востребованы по разным причинам. Сегодня занимаясь в объединении авиамоделирования, обучающийся получает современные знания, использует новейшие материалы и технологии, педагоги обучают, в том числе компьютерным программам, работе на компьютерных авиасимуляторах, обучают пилотированию и пониманию аэродинамики. На занятиях используются компьютеры, на которых установлены компьютерные программы, обучающие полетам- планированию и управлению модели самолета.

В мастерских авиамоделирования Дома детского творчества городского округа Звенигород обучаются, в том числе дети с ограниченными возможностями. Занятия способствует развитию их технических и практических навыков.

Педагоги объединений «Начальное авиамоделирование» и «Авиамастер» профессионалы, обладают современными знаниями в области авиамоделирования и опытом работы с композитными материалами, используемыми в строительстве как учебных моделей, так и настоящих самолетов. Могут передавать бесценный опыт и развивать техническую базу авиамоделирования в Подмосковье способствовать распространению практических педагогических наработок.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

 

Стать практической стартовой площадкой для развития авиаконструирования и авиамоделирования.

Задачи:

Обучающие:

  • расширение технического кругозора;

  • изучение основ авиации и авиационной техники, основ аэродинамики;

  • изучение свойств и технологий обработки различных материалов, и их применение в строении летающих моделей;

  • обучение обучающихся навыкам самостоятельной познавательной и практической деятельности;

  • обучение проектной методике, чтению чертежа и работе с ним;

  • изучение компьютерных программ, позволяющих выполнять чертежи моделей, отдельные детали и узлы к ним;

  • использование электронной библиотеки в системе Интернет.

 

Развивающие:

  • развитие интереса к авиационной технике, техническому творчеству, моделированию;

  • развитие стремления к совершенствованию как способу достижения высоких результатов через участие в конкурсах, выставках, соревнованиях;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие рационализаторских способностей;

  • развитие у детей пространственного мышления;

  • профориентация;

 

Воспитательные:

  • воспитание гражданских качеств (патриотизма, доброжелательности, сознательности);

  • воспитание чувства команды;

  • воспитание уважения к труду и людям труда, нравственных качеств.

  • повышение самооценки и самоконтроля;

  • создание коллектива единомышленников.

 

 

  1. Ожидаемые результаты проекта:

  • Модернизация кабинета и методов обучения;

  • Развитие – от простых моделей к сложным;

  • Активное использование компьютера;

  • Представление о технических профессиях при сотрудничестве с профильными высшими учебными заведениями;

  • Всестороннее знакомство с историей авиации;

  • Знакомство с различными технологическими приёмами при изготовлении летающих моделей, со свойствами различных материалов и их назначением и применением для постройки различных моделей, а также в быту.

 

Ожидаемые эффекты проекта:

Данный проект послужит отличной практической школой и стартовой площадкой для обучающихся при выборе технической профессии.

 

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:

  • Количество желающих заниматься авиамоделированием;

  • Участие в соревнованиях;

  • Количество выпускников, поступающих в технические учебные заведения.

 

Описание основных мероприятий проекта по этапам:

1этап. Аналитико-диагностическая деятельность:

1. Проведение мониторинга технического уровня подготовки обучающихся.

2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

3. Изучение технической и методической литературы.

4. Формирование проектной группы.

5. Создание материальной и методической базы для реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта:

1. Внедрение программы проекта «В будущее через начальное техническое авиамоделирование» в учебно-воспитательный процесс.

2. Реализация основных целей и задач, осуществление задуманных идей.

3. Проведение мастер-классов, соревнований, встреч, экскурсий.

4.Создание экспозиции стендовых моделей.

5.Распределение обязанностей между участниками творческой группы.

3 этап. Аналитический:

1. Определение перспектив дальнейшей работы по программе.

2. Разработка методических рекомендаций.

3. Выступление на городском уровне.

4. Участие в конференциях, соревнованиях различных уровней.

5. Обмен опытом.

 

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

 

Этап проекта

Мероприятие проекта

Сроки, период

Ожидаемые результаты

 

1этап.

Аналитико-диагностическая деятельность

 

 

01.09.2017-

30.05.2018г.

 

1

 

Проведение мониторинга технического уровня подготовки обучающихся.

01.09.2017-

01.11.2017г.

2

 

Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

01.09.2017-

01.11.2017г.

 

3

 

Изучение технической и методической литературы

01.09.2017-

01.12.2017г

4

 

Проведение отборочных соревнований.

12.2017г.

5

 

Формирование проектной группы.

01.12.2017г.

6

 

Создание материальной и методической базы для реализации проекта.

 

01.09.2017 г.-

и далее.

 

 

 

 

Создание проектной

группы

 

2 этап.

Реализация проекта

 

 

10.01.2018-

01.10.2019г.

 

1

 

Внедрение программы проекта «В будущее через начальное техническое авиамоделирование» в учебно-воспитательный процесс.

10.01.2018-

01.10.2019г.

2

 

Изучение основ авиации и авиационной техники, основ аэродинамики.

10.01.2018-

01.05.2018

3

 

Презентация: «История авиации».

02.2018

Расширение знаний по истории авиации

4

 

Проведение экскурсий.

10.01.2018-

01.10.2019г

 

 

5

 

Просмотр фильмов «Крылья России».

10.01.2018-

01.05.2018

 

6

 

Проведение внутренних межгрупповых соревнований.

02.2018

7

 

Встреча со знаменитыми летчиками.

04.2018

8

 

Проведение городских показательных выступлений.

05.2018

9

 

Тренировочные полеты.

06.2018

10

 

Проведение городских показательных выступлений.

09.2018

11

 

Посещение профильных технических вузов

01.10.2018-

01.10.2019г.

12

 

Встречи с интересными людьми, связавшими свою жизнь с авиацией.

11.2018

13

 

Соревнования «Лучшие аэросани».

12.2018

14

 

Встреча с кубинскими «асами». Просмотр фильма.

02. 2019

15

 

Проведение городских показательных выступлений «Первым делом самолеты».

03.2019

16

 

Демонстрация экспозиции созданных стендовых моделей.

04.2019

17

 

Проведение городских показательных выступлений

«Авиашоу».

05.2019

18

 

Тренировочные полеты.

06.2019

 

19

 

Проведение городских показательных выступлений «День открытых дверей».

09.2019

20

 

Создание музейно-выставочной экспозиции стендовых самолетов времен Великой Отечественной войны.

01.09.2019-

01.12.2019г.

 

21

 

Открытие музейно-выставочной экспозиции стендовых самолетов времен Великой Отечественно войны.

12.2019

 

 

 

 

Укрепление интереса к техническому творчеству.

 

3 этап.Аналитический:

 

 

 

 

1

 

Определение перспектив дальнейшей работы по программе.

01.2020

2

 

Разработка методических рекомендаций.

10.01.2020-

01.05.2020

3

 

Создание методического буклета.

10.01.2020-

01.05.2020

4

 

Участие в конференциях, соревнованиях различных уровней.

10.01.2020-

01.05.2020

 

 

 

 

Возможность поделиться опытом с другими педагогами.

 

 

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение проекта

№ п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии

Наименование проектов: (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

1

Фабричнова Лариса Николаевна

Директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества городского округа Звенигород. Высшее.

Открытый Военно-патриотический фестиваль «Голос мира» с международным участием,

международный конкурс компьютерной графики «PIXEL-2016»,

«Профессия-пилот» уровень образовательной организации, «Портрет ветерана»- региональный уровень.

Руководитель организации

2

Орлов Сергей Николаевич

Специалист по композитным технологиям. Педагог дополнительного образования. Высшее.

«В будущее через начальное техническое авиамоделирование», уровень образовательной организации.

разработчик

3

Орлов Николай Николаевич

Педагог дополнительного образования. Среднее- професиональное.

«В будущее через начальное техническое авиамоделирование», уровень образовательной организации.

разработчик

4

Орлова Светлана Владимировна

Педагог дополнительного образования. Высшее.

«В будущее через начальное техническое авиамоделирование», уровень образовательной организации; «Портрет ветерана» региональный уровень; международный конкурс компьютерной графики «PIXEL-2016».

эксперт


Материально-техническое обеспечение проекта:

 

№ п/п

Направление имеющегося оборудования для реализации проекта

Количество

(ед.)

1

Верстак бестумбовый (большой)

8 шт

2

Верстак однотумбовый (малый)

3шт.

3

Станок токарный

1 шт.

4

Фрезерный стол

1 шт.

5

Ручной фрезер

1шт.

6

Фрезерный станок

1 шт.

7

Станок ленточно-пильный

1шт.

8

Станок осцилярно-шлифовальный

1шт.

9

Дрель аккумуляторная

1 шт.

10

Доска настенная

1шт.

11

Компьютер (педагога) и тренажер авиасимулятор «Аэрофлай»

1 шт.

 

Финансовое обеспечение проекта:

№ п/п

Направления

Год

Источники финансирования

Объемы финансирования (тыс.рублей)

 

Реализация инновационного проекта опирается на существующую материальную базу Дома детского творчества и обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

01.09.2016-01.05.2019гг.

Местный бюджет

50


Основные риски проекта и пути их минимизации:

№ п/п

Основные риски инновационного проекта

Пути их минимизации

1

Отсутствие финансирования в должном объёме для реализации поставленных целей и задач проекта.

Изыскание денежных средств.

2

Необходимость расширения производственно-учебных помещений.

Изыскание муниципальных возможностей

3

Недостаточное количество компьютеров и тренажеров

Изыскание денежных средств.

 

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после его реализации:

 

№ п/п

Предложения

Механизмы реализации

1

Публикация программы и опыта работы в методических изданиях.

Публикация на сайте образовательного учреждения, в журналах технической и образовательной направленности.