Методическая деятельность

Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащённость является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности и её результатов.

Организация научно-методической работы проводится по плану, составленному на основании анализа научно-методической работы за предыдущий год и направленному на решение выявленных проблем.

Главным направлением методической и научно-исследовательской деятельности являются объединения естественнонаучной, технической и туристско-краеведческой направленности. Реализуемые педагогами дополнительного образования общеобразовательные общеразвивающие программы позволяют обучающимся проводить теоретические исследования, заниматься экспериментальной деятельностью.

В 2020-2021 учебном году занятия объединений «Звездочёт», «Астробиология», «Галактика», «Астронаблюдения» естественнонаучной направленности проходили на высоком профессиональном уровне благодаря интересной и оригинальной организации учебного процесса. Новые методы закрепления и проверки полученных знаний (8 рабочих тетрадей для практической работы по разделам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Астробиология», разработанные руководителем объединения педагогом дополнительного образования А.А. Вибе) позволили обучающимся показать хороший уровень освоения пройденного материала:

Международном дистант- форуме научной молодёжи «Шаг в будущее», международный уровень (1 место — Гига Максим);

Открытой юношеской реферативно-практической астрономической конференции Московского региона «Веговские чтения 28», региональный уровень

(1 место — Аксёнов Алексей, Гига Максим, Уваров Арсений);

Открытой научно-практической конференции для младших школьников «АСТРОКОСМОС», окружной уровень (1 место — Крохмалёва Динара (доклад), 3 место — Габитова София (доклад); 2 место — Бабакин Лука, Кабанова Дарья, Сербенко Екатерина (рисунок);

Окружном конкурсе рисунков «Космическая заря», посвящённый Дню космонавтики и 60-летию первого полёта человека в космос, окружной уровень

(1 место — Габитова София);

Участие в Открытой юношеской реферативно-практической астрономической конференции Московского региона «Веговские чтения 28» (1 место — Крохмалёва Полина, Путря Нестор; 2 место — Уваров Арсений; 3 место — Мавричева Мария, Сильченко Никита).

В работе применяются следующие педагогические технологии:

— информационные технологии — реализация основного материала образовательной программы в виде демонстрации компьютерных презентаций, выполненных наглядно и доступно для понимания (все лекции), показ тематических видеофильмов («КА «Джуно» возле Юпитера» и др.), кинофильмов («Байконур» и др.) и фотоматериалов, иллюстрирующих теоретический материал;

— игровые методики — проведение дидактических («Найди ошибки в загадках» и др.) и настольных игр (домино, карточки, мозаика и пр.), индивидуальных викторин (астрономические загадки, «Затмения», «Малые тела» и пр.), решение головоломок, кроссвордов, ребусов;

— междисциплинарные технологии — проведение художественной («Живописный звездопад» по картинам художников) и литературной («Литературный звездопад» по цитатам из литературных произведений) викторин и викторины по космонавтике («Космический звездопад» по снимкам космической среды, жизни и работы космонавтов), проведение совместного занятия («Космическая ось — древо мира»);

— научно-исследовательские методики в обучении — выполнение научно-исследовательских работ («Солнечная активность и глобальное потепление» и др.); рефератов (к реферативно-практическим конференциям «Астрокосмос», «Веговские чтения», «Шаг в будущее»); проведение наглядных физических опытов («Магнитное поле Земли» и др.); проведение астрономических наблюдений (Солнца, Луны, планет и др.); выполнение лабораторных работ («Окаменелости», «Метеорит под микроскопом» и др.); проведение экскурсий по городу; проведение астрономических наблюдений на Звенигородской астрономической обсерватории РАН;

— метод проектов в обучении (творческие проекты «Дни космонавтики в Звенигороде», «Профессия — астроном»).

Объединения «Друза», «Тектоника», «Научный мультик» естественнонаучной направленности созданы с целью познакомить детей с науками о Земле, на основе базовой науки – геологии.

Геология включает в себя целый спектр наук, таких как: минералогия, геоморфология, палеонтология, историческая геология, кристаллография, геокартирование, экология и многие другие. Дети с удовольствием их изучают. В эти занятия включен игровой материал, интересные поделки и познавательные опыты и эксперименты.

Многие ребята с раннего детства любят природу, тянутся к естественным наукам, обожают возиться с камнями. Можно и важно поддержать их интерес, потому что изучение естественных наук даёт хорошую базу для таких школьных предметов, как окружающий мир, физика, химия, география, и др. Кроме этого, естественные науки формируют устойчивый интерес жизни, к познанию мира, в котором мы живём, наблюдательность, любопытство, тягу к поиску и экспериментальному подходу. В современных реалиях эти знания необходимы хотя бы для простой экологической грамотности подрастающих людей – знание, что мы не одни и не можем безответственно относиться к нашей Земле.

Словом, можно долго описывать каждую науку, которой касается объединение «Друза», но лучше будет упомянуть о том, что эти объединения ведут активную жизнь и вне стен Дома детского творчества.

Зимой 2020-2021 учебного года обучающиеся «Друза» приняли участие в Московской открытой олимпиаде школьников по геологии МГУ. С высокими баллами вышли во второй тур олимпиады, где также показали хорошие знания и навыки, а самая младшая участница объединения Данилива Екатерина получила специальный приз и диплом от секции кристаллографии. Старшие ребята участвовали в региональной олимпиаде «Геосфера» в Санкт-Петербурге, где тоже успешно прошли во второй тур. К сожалению, начавшийся карантин не позволил поехать в С.-Петербург на второй тур, поэтому он проходил также в заочной форме. Во время пандемии и самоизоляции, весной 2020 г., объединение осваивало онлайн-формат обучения – через программы Zoom и Discord.

В сентябре 2020-2021 учебного года состоялись 3 однодневных похода – в Филевский парк, на р. Шмелевку (м. Красногвардейская), на карьер в г. Тучково, а

в ноябре обучающиеся объединения «Тектоника» приняли участие во Всероссийском чемпионате геологических кейсов Case Ungeo-2020, который традиционно проходит в Казани, но в этом году, из-за ограничений, прошел в заочной форме. Команда впервые участвовала в этом мероприятии, и большинство ребят были новичками в геологии, но это не помешало занять почетное 5 место из 40 команд.

В декабре 2020-2021 учебного года принимали участие в отборочном туре Московской открытой олимпиады школьников по геологии МГУ. Во второй тур успешно прошли 6 человек. Все они были награждены грамотами и подарками (образцами минералов), Федулов Даниил по итогам второго, основного тура, награжден специальным призом от геологического музея Ключ Земли.

В мае 2020-2021 учебного года стартовала I Открытая Подмосковная геолого-географическая олимпиада среди школьников 1-11 классов Одинцовского городского округа, городов Федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга) в целях интереса к изучению естественных наук, пропаганды знаний о Земле, привлечения внимания школьников к проблемам геоэкологии и охраны недр. Участников было – 113 человек.

Руководитель объединений – педагог дополнительного образования Г.Ю. Данилива трижды выступила приглашенным экспертом на радио Маяк, в утренней детской передаче «Хочу все знать».

Во время зимних каникул обучающиеся объединений «Друза», «Тектоника», «Научный мультик» посетили Минералогический музей им. Ферсмана.

Объединения «Зеленый клуб», «Юные натуралисты» под руководством педагога дополнительного образования Рофолович Ольги Михайловны стали продолжением многолетнего экологического проекта «Все мы земляне», который участвовал в конкурсе на соискание Премии Губернатора Подмосковья «Наше Подмосковье».

Цель занятий в данных объединениях – изучение местной флоры и фауны, постижение законов природы, формирование экологического мышления подрастающего поколения.

В программу входят занятия по изучению растительного и животного мира Подмосковья, наблюдения за сезонными изменениями в нашей местности, изучение невидимого мира бактерий и строения растительной клетки при помощи микроскопов, сбор и оформление тематического гербария, коллекции семян, цветов и соцветий, плодов и шишек, перьев птиц и многое другое. После изучения каждой темы в объединении проводятся викторины, призванные закрепить полученные знания и отметить лучших юных натуралистов.

Дети изучают природу, опираясь на собственные наблюдения в лесу в ходе экскурсий, близлежащем парке и на территории Дома детского творчества. Практические работы включают в себя посадку декоративных растений на клумбы, уход за домашними растениями и животными, проведение биологических экспериментов, изучение живых тканей под микроскопом. Итогом всей работы объединения становится оформление индивидуальных папок – лэпбуков, где хранятся все сделанные ребенком в течение учебного года практические задания. Их всегда можно пересмотреть, пересортировать, дополнить, тем самым мы ненавязчиво добиваемся закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

В зимний период 2020-2021учебного года все обучающиеся объединений «Зеленый клуб» и «Юные натуралисты» приняли активное участие в акции «Покормите птиц зимой». Под руководством педагога юные натуралисты самостоятельно изготавливали кормушки и развешивали их в парке на ул. Советской и в особо охраняемой природной территории «Городок». Неоднократно навещали их и подкармливали птиц и белок, искали и фиксировали их следы. К сожалению, наблюдали и падеж птиц (снегирей) от бескормицы. Принимали участие в акции по уборке оврага Соловьевская Балка в честь Дня леса, отмечаемого по всей стране.

Важной практической частью обучения по программе «Зеленый клуб» стало обустройство декоративного огорода на участке Дома детского творчества. Ребята еще с весны планируют, что и где нужно посадить на огороде, изучают сорта растений, проводят работу по выявлению всхожести семян. Затем выращивают рассаду, высаживают ее в огород и ухаживают за посадками. Осенью сбор урожая и подготовка почвы к зиме. Результатом этой плодотворной (в прямом смысле слова) работы стал диплом I степени конкурса «Ступени» в номинации – «Для народа – витамины с огорода», полученный в октябре 2020-го года. Также осенью обучающиеся объединения «Зеленый клуб» успели принять участие в акции по благоустройству участка Дома детского творчества, а именно: сажали луковицы тюльпанов и корнеклубни ирисов на клумбы. Весной обучающиеся смогли насладиться плодами своего труда – клумбы Дома детского творчества были расцвечены яркими бокалами тюльпанов, посаженных руками юных натуралистов. В Детской библиотеке специально для обучающихся подготовили презентацию «Красная Книга», а также викторину и интерактивные игры по данной теме.

22.01.2021 года состоялась лекция кандидата биологических наук Г.Н. Бондаренко на тему «Изучение строения хвои под микроскопом».

В течение всего учебного года активно продолжалась программа экологических экскурсий по окрестностям Звенигорода. В сентябре состоялась экологическая экскурсия «Природный комплекс Верхнего Посада», а также экскурсия по берегу реки Москвы в районе Мозжинка и экскурсия на особо охраняемую природную территорию «Звенигородский Городок» с изучением вековых сосен.

В октябре состоялся экологический квест, а также осмотр обитателей фермы в районе Игнатьево. Также совместно с объединением «Мы актеры» была проведена экскурсия к памятному месту города Звенигорода – Липе Чехова, где ребята еще и посильно навели порядок.

Регулярно проводились экскурсии в ближайший парк по ул. Советской с целью фенологических наблюдений. В декабре 2020-го года в этом парке был проведен квест «Узнай дерево без листьев».

Обучающаяся объединения «Зеленый клуб» Дарья Бабирова в ходе экскурсий активно фотографировала природные пейзажи. В итоге она была награждена дипломом I степени в конкурсе «Ступени» в номинации – фото по теме «Осень пришла – сказку принесла».

Также в октябре состоялось выездное занятие на биостанции биологического факультета МГУ им. Ломоносова. Тема – «Подготовка растений к зиме».

Создавая модели и устройства с их последующими испытаниями, педагоги ориентируют обучающихся на поступление в технические ВУЗы. Наиболее популярным направлением деятельности является авиамоделизм. Кроме него у детей и подростков Московской области вызывают интерес начальное техническое моделирование, стендовый моделизм, робототехника. Обучающиеся имеют возможность углубить свои представления о механизмах и управлении ими в процессе планирования, создания, программирования и тестирования построенных роботов, обучение работе с интерактивными компьютерными программами и авиатренажёрами. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня является привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров, от изобретателей до инноваторов. В 2020 году обучающиеся освоили постройку моделей из бальсы, с электродвигателем, что улучшает лётные качества.

В рамках профориентированного проекта «Профессия–авиатор», который направлен на знакомство с различными видами авиаконструкторских профессий, связанных с историей авиации были организованы и проведены следующие мероприятия с обучающимися объединений «КБПилот», «Пилот», «Авиамастер», «Стендовый моделизм»:

Соревнования между объединениями «Авиамастер», «Пилот», «КБ Пилот» по свободно летающим моделям, посвящённые Дню Защитника Отечества.

Показательные выступления «Авиа-шоу»;

Соревнования чемпионат Ц.Ф.О г. Нижний Новгород класс моделей КВИК 500 (Q500) (Алексеева Елена 2 место);

Участие во Всероссийском конкурсе детского технического мастерства «Конструкторское бюро» возрастная категория 9-10 лет (лауреат 1 степени Судариков Кирилл);

Участие в Открытом Всероссийском конкурсе стендового моделизма «Техническое творчество в макетах и диорамах», в честь «75-лет Победы над фашисткой Германией и милитаристской Японией 2 сентября 1945 года» г. Владимир ( Радциг Евгений 1 место, Налетов Юрий 2 место, Кабанов Александр 2 место);

Выставка моделей и диорам, посвящённая 9 мая;

Соревнования по гонкам КВИК-500;

Запуск моделей: Метательный планер;

Запуск моделей: R.C. планеров;

Соревнования R.C. планеров;

Запуск моделей: R.C. Аэросани;

Соревнования по R.C. Аэросаням;

Викторина, посвященная дню Космонавтики.

Отдельной строкой новых объединений можно поставить объединения технической направленности: «ЛегоWork», «Роботологи», «Робототехника», «ЛегоРобот», «Основы робототехники», «Компьютерная грамотность».

Обучающимся давалась возможность углубить свои представления о механизмах и управлении ими в процессе планирования, создания, программирования и тестирования построенных роботов, ребята на занятиях учились пользоваться и создавать программы в среде Robolab, изучали структуру работы с творческими проектами, формировали умение работать с конструктором Lego WeDO 2.0., применяли полученные знания, приемы и опыт в конструировании.

В Доме детского творчества проводились мероприятия с целью показать то, чего достигли ребята: городская выставка творческих работ «Мой любимый книжный герой из Лего» (1 призёр); городские соревнования по робототехнике «Школьный автобус», в которых приняли участие не только обучающиеся технических объединений Дома детского творчества, но и учащиеся и воспитанники образовательных учреждений нашего города (2 победителя, 4призёра).

В 2020-2021 учебном году обучающиеся объединений технической направленности приняли участие в соревнованиях регионального и международного уровней:

VI Международной Олимпиаде по робототехнике WeDo (I место (1), II место (1), Лауреат (3);

Международном онлайн-марафоне робототехники «РобоФинист 2020»

(2 участника);

Международном конкурсе по информатике «Бобёр-2020» (1 победитель, 3 призёра);

VI Международной олимпиаде по робототехнике. Простые механизмы

(1 победитель, 1 призёр);

Международном конкурсе по применению ИКТ в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО 2021-1 призёр).

Сегодня учреждения дополнительного образования детей и подростков рассматриваются как важный ресурс по профессиональному ориентированию и формированию интереса к инженерным и рабочим профессиям. Доля детей, занимающихся этими видами творчества – 30%.

Туристско-краеведческая деятельность является массовой формой приобщения детей к патриотическому наследию России. Данное направление охватывает своим влиянием юных жителей Подмосковья. Интерес к истории нашего края, возникнув, как правило, под впечатлением от увиденных в нашем городе древних памятников, окружающей их природы, своеобразия местного ландшафта и всего того, что составляет достопримечательности Звенигорода, останется в любом возрасте. В разном возрасте Звенигород раскрывается по-разному, но детские впечатления останутся самыми глубокими, и насколько они будут яркими и богатыми, зависит от уровня знаний его истории, понимания его духовного и культурного значения. Особенно это актуально в связи с растущим изменением облика города и его окрестностей. Чтобы не забывалось то, что исчезает, но имеет духовную, историческую и этнографическую ценность, необходимы и эти знания, и интерес к прошлому, и желание это прошлое надолго и разнообразно сохранить в памяти.

История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные реликвии и народное творчество — все это и многое другое находит свое отражение в методической разработке «Народное искусство как связь между разными регионами и народами» педагога-краеведа И.И. Доценко. Содержание этой методической разработки показывает родство, пусть даже весьма отдаленное, культуры другого народа со своей родной народной культурой на примере допустимых для росписи русской матрешки древних народных символов. Подобного рода семантика лежит в основе межкультурного взаимопонимания, которое необходимо и для обучения, где всегда заметно этническое разнообразие детей. Кроме улучшения культурного взаимопонимания это помогает еще коснуться и к древним духовным истокам своего народа. Если рассматривать другой народ как носитель древних традиций и художественных символов, которые являются общими с такими же древними традициями и изобразительной символикой своего народа, то его культура перестает быть чужой. Да, эта культура, безусловно, иная, но, поскольку есть общее в древнем происхождении и её, и своей народной культуры, то следует говорить об их некоторой близости. С обучающимися туристско-краеведческой направленности много раз проводились мероприятия, посвященные народному искусству, с целью его популяризации среди детей и их родителей. Среди этих мероприятий и выделились те мероприятия, на которых отрабатывается эта методическая разработка: на них демонстрируются архаические изобразительные символы, общие для самых различных традиционных культур (солярные, зооморфные, растительные, антропоморфные и др.), раскрывается их вневременное общекультурное значение.

Педагог совместно с обучающимися, в ходе реализации проекта «Достопримечательности Верхнего Посада», обнаружили интересный объект и провели исследование на тему «Петронимы как ценное наследие древних культур и его место в приобщении детей к народному искусству», где рассматривается важность изучения петронимов и раскрытия смысла их символики с целью популяризации народного искусства среди детей школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Вся работа объединений «Увлекательное краеведение», «Юный краевед», «Наш край» тесно связана с краеведением, поэтому обучающиеся знакомятся с историей, природой и культурой Звенигородского края посредством рассказа в кабинете и на экскурсиях учебного характера, сопровождающегося показом видеоматериалов, иллюстраций книг, фотографий, карт, таблиц и рисунков, подготовку докладов с презентациями, составление краеведческих альбомов, оформление стендов, проведение исследовательской работы. Руководитель краеведческого объединения педагог дополнительного образования И.И.Доценко организует ежегодные Олимпиады по краеведению среди обучающихся Дома детского творчества.

Проводились тематические экскурсии: «По улицам уездного Звенигорода», «Экологической тропой по Верхнему Посаду», «Древний Звенигород», «На Городке», «Чеховские места Звенигорода», «На подступах к Звенигороду», «По берегу Москва-реки», «В осеннем лесу», «По Русской Швейцарии», «Вокруг монастыря».

В объединениях туристско-краеведческой направленности продолжилась работа над проектом «Звенигородские наличники». Этот проект содержит исследовательскую работу, состоящую из ознакомления обучающихся с видами и символикой наличников на деревянных домах, дальнейшим сбором педагогами и обучающимися их фотоснимков, систематизации полученного материала.

Целью проекта «Достопримечательности Верхнего Посада» является создание одноименного электронного издания. Прежде всего, в задачи проекта входит сбор информации о природных, археологических и культурных объектах Верхнего Посада. Для этого собираются публикации по теме, организуются тематические экскурсии, ведется поиск местных жителей, предоставляющих уникальную информацию по тем или иным местам и объектам Верхнего Посада.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины.

Без родной земли нет большой судьбы. Любовь к Родине дает смысл жизни. Как приобщить детей к самому дорогому и близкому для человека – изучению истории своей малой родины, исследованию родовых корней, познанию отечественной культуры? Как воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ, который жил и живет рядом с нами? Такими вопросами задаются педагоги Дома детского творчества.

Цель такой работы – помочь подрастающему поколению понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии нашего края. Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.

Проведены мероприятия: «Уроки мужества», посвящённое Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, «Помни, не забудь» беседа к международному дню памяти жертв Холокоста, «О мужестве, о доблести, о славе», ко Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, учрежденческий фестиваль чтецов «Есть такая профессия – Родину защищать».

Традиционными стали встречи в Доме детского творчества с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны, узниками концлагерей. Они проходят в камерной обстановке за чашечкой чая. Организация подобных встреч необходима. Беседы оказывают влияние на формирование мировоззрения подростков, заставляют пересмотреть жизненные ценности. Наконец, перед детьми предстает живой пример мужества, героизма и исторической правды. Педагог дополнительного образования Д.В. Балашов организовал и провел комплексное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества (29.02.2020), в ходе которого ребята познакомились с краткой историей Воинской Славы России. В мероприятии принял участие воин-интернационалист подполковник запаса Садовский Г.И., который рассказал о боевых буднях ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Звучали военные песни, дети познакомились с архитектурными строениями и памятниками Боевой Славы. В конце мероприятия состоялась военно-историческая викторина среди команд объединений.

Праздники в Доме детского творчества также не обходятся без приглашения ветеранов. Обучающиеся приветливо встречают гостей, дарят им цветы и конверт-треугольник с поздравлением, который символизирует «письмо с фронта». Ну и конечно – концерт, подготовленный силами участников различных творческих объединений Дома детского творчества!

Молодежь – движущая сила нашей страны, ее будущее, отдаленное всего на несколько лет. Но возможностей приложения этой силы с созидающими целями в настоящее время – недостаточно. Предложен вариант приложения этой силы. А именно: изучение системы НКО нашей страны, информационную поддержку НКО посредством создания журналистских материалов юными журналистами объединения «Острое перо» Дома детского творчества г. Звенигорода. Использование в качестве темы для журналистских материалов юнкоров тему НКО – актуальное явление сегодняшнего дня.

Цель проекта – обогатить представления молодежи о системе НКО и возможностях волонтерского движения. Предоставить реальный шанс активного приложения своих стремлений действовать во благо страны. Для достижения цели были определены следующие задачи: определить тему будущих журналистских материалов, изучить систему НКО своего региона, познакомиться с сайтом российских НКО, получивших Президентский грант, выбрать НКО для дальнейшей работы, наладить связь с сотрудниками этой НКО, взять интервью у ключевых сотрудников НКО, собрать необходимую информацию по данному НКО, определиться с жанром, подобрать фото- видеоматериал, создать статью на тему НКО, разместить материал в СМИ, презентовать его сотрудникам НКО, определить результативность размещенных материалов.

Такое понятие, как НКО, до этого проекта полностью отсутствовало в сознании обучающихся. Тема оказалась не только для них новой, серьезной и заманчивой, но и открывающей возможности реальной деятельности на благо общества.

Для достижения цели проекта был осуществлен мониторинг действующих НКО нашего региона. Были подобраны наиболее интересные НКО, применяющие современные технологии и осуществляющие социальную деятельность в нашем регионе. Юные журналисты познакомились с сотрудниками этих организаций, предложили свою информационную поддержку. Взяли интервью, собрали необходимую информацию, обработали ее и создали ряд журналистских материалов на тему НКО с размещением в социальных сетях. Один участник проекта создал красочный, высокохудожественный журналистский материал с применением программы «Канва». Еще один участник проекта пошел еще дальше и создал действующий сайт для НКО Подмосковного региона, помогающей многодетным семьям, «Союз Мы».

Юные журналисты не только накапливали практический опыт журналистской работы, но и столкнулись с серьезными, а порой трагическими темами современности. Например, адаптация людей с ограниченными возможностями в повседневной жизни, волонтерское движение во время пандемии, проблема брошенных животных, насилие в семье. Это дало возможность ребятам погрузиться в эти темы, узнать героев своих будущих материалов, осмыслить пути выхода из трудных ситуаций, ознакомиться с системой НКО, занимающейся разрешением этих проблем.

В итоге информационное сотрудничество между юнкорами объединения «Острое перо» и НКО стало взаимовыгодным. Дети получили журналистские навыки создания материала «с нуля», а НКО – информационную поддержку своей деятельности. При этом следует отметить, что окончанием всех материалов стал призыв жертвовать средства или оказывать иную помощь данным НКО. А все созданные материалы были размещены в социальных сетях и принесли героям статей определенную пользу.

В качестве продолжения и расширения данного проекта можно предложить следующий путь – объявить общероссийский конкурс среди юных журналистов на создание материалов по теме НКО. Проект может быть осуществлен на базе школ, детских центров, учреждений дополнительного образования, имеющих объединения юнкоров.

Кроме того в качестве поддерживающих технологий необходимо компьютерное и программное обеспечение, интернет, связь. Осуществление этого проекта, как показала практика, станет сложным, интересным и познавательным заданием, несущим большую смысловую и патриотическую составляющую – для самих юных журналистов, а также будет приносить реальную информационную поддержку системе НКО России.

Историко-краеведческая и патриотическая деятельность является одним из самых значимых направлений деятельности Дома детского творчества. С каждым годом растет количество объединений, ведущих подобную работу. Прежде всего к таким можно причислить объединения туристско-краеведческой направленности (педагог И. Доценко), объединения народных танцев (педагог Л. Макарова), «Зелёный клуб», «Юный натуралист», курс экологии Подмосковья (педагог О. Рофолович).

Народные традиции и ремесла бережно поддерживаются и изучаются в объединениях рукоделия (педагог И. Грачева), художественной керамики (педагог И. Куприянова), живописи и рисунка (педагог С. Орлова), театральном (педагог Ю. Буланова, Г. Бландинская) и вокальном объединениях (педагог О. Фоминых).

Проводились беседы о профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, об учебных заведениях, готовящих мастеров. В ходе многолетнего проекта «Ступени творчества», направленного на предпрофессиональную подготовку обучающихся на последнем этапе обучения, выпускниками объединения художественной керамики «Сирин» были разработаны и выполнены проекты итоговых работ на темы: «Из глубин океана» – вазы, «Декоративная ваза Тонсетта», «Сокрытый мир» – светильник, «Тайна изумрудного замка» – светильник, «Мир реки» – набор посуды, «Время суток» – блюдо, «Когда зацветет сакура» – ваза, «Единство противоположностей».

В августе 2020 года восемь выпускников представили членам педагогической аттестационной комиссии свои проекты и успешно прошла защита итоговых работ.